60-летию ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
 







 

В НЕБЕ 41-ГО
      В тяжкие дни лета сорок первого не смогли мы собрать, сберечь сведения о подвигах тех, кто первым встретил врага. Но кое-что осталось, и в огромной массе архивных документов нет-нет да и встретятся золотые крупицы бесценных свидетельств о героях первых боев с захватчиками.
     Одним из них был наш земляк, летчик-истребитель 41-го авиационного полка лейтенант Александр Липилин.
Война застала его на западной границе. 27 июня 1941 года, патрулируя над Могилевом, лейтенант Липилин заметил фашистский самолет «Юнкерс-88». Он держал курс на восток, в наш глубокий тыл. Воспользовавшись облачностью, советский летчик незаметно приблизился к вражескому бомбардировщику и атаковал его. В 50 километрах западнее Могилева сбил вражескую машину. Так,на пятый день войны Липилин открыл счет сбитым фашистским самолетам.
Не только первоклассное мастерство истребителя, но и огромную выносливость и волю к победе проявил в этих боях лейтенант Липилин. Не было дня, чтобы советский летчик не поднимался в воздух, а с 19 по 22 августа, когда в районе озера Ильмень особенно активизировала свои действия вражеская авиация, Александр Липилин делал от 7 до 10 боевых вылетов в день.
      Памятный бой произошел 29 августа. 28 немецких истребителей налетели на площадку «Белый бор». Лейтенант Липилин в составе шестерки советских истребителей смело принял бой с врагом, имевшим почти пятикратное численное превосходство. Завертелась . огненная карусель. В ходе боя у самолета Липилина была пробита масляная и воздушная система. До аэродрома не дотянуть, далеко. Выбрав площадку в поле,летчик посадил самолет. Он спас машину, хотя сам был ранен. 29 сентября Липилин получил второе ранение. В этот день он в составе шестерки штурмовал пехоту противника в районе станции Лычково. Шестерку встретил шквал зенитного огня. Сильный удар потряс самолет: прямое попадание - самолет охватило пламя. На какую-то долю секунды летчик потерял сознание.а когда очнулся, почувствовал нестерпимую боль. «Неужели отлетал?» - пронеслось в сознании. Собрав силы, открыл фонарь кабины и перевалился через борт. Спустился на парашюте в болото. Выбрался, возвратился в часть.
В   представлении к награждению Александра Липилина говорится, что с 22 июня по 26 сентября он совершил 112 боевых вылетов, сбил в воздушных боях девять вражеских асмолетов, поджег на земле более трех десятков вражеских автомашин с боеприпасами, разрушил четыре переправы и огнем уничтожил до двух рот пехоты противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
     112 боевых вылетов за первые три самых тяжелых месяца войны! Каждый из них мог стать последним. Не стал потому, что всякий раз побеждали отвага и мужество, мастерство истребителя, органически соединенное с дисциплиной, высокой требовательностью, упорством в достижении цели, непоколебимой верой в победу.
К концу войны на боевом счету Липилина было 270 боевых вылетов,он сбил 22 вражеских самолета. На груди воздушного аса рядом с Золотой звездой Героя Советского Союза сверкали два ордена Ленина, два ордена Боевого Красного Знамени, Отечественной войны,  два   ордена   Красной Звезды и много медалей.
    После войны А.Липилин окончил академию Генерального штаба, командовал авиационной частью. В чине полковника вышел в отставку. Похоронен в Москве.
   В те минуты, когда приходилось встречаться с прошлым, Александр Алексеевич непременно вспоминал город Рассказово, где он родился в 1913 году, откуда уехал строить «Уралмаш», а затем по путевке комсомола был направлен в школу летчиков. Вспоминал свою боевую молодость, трудные, полные драматизма и героики дни незабываемого сорок первого. Ветерану Великой Отечественной войны было о чем вспомнить. Помним героя-летчика и мы, его земляки-рассказовцы.

ТРУДОВАЯ НОВЬ №75 от 21 июня 2003 года
Д.ЛАМЗИН, студент II курса ТГТУ

Сайт создан в системе uCoz