60-летию ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
 









 ВОСПИТАННИК «АРЖЕНКИ»

 
Да не забудет молодость, 
кружась в просторном зале: 
ей счастье не само далось, 
его мы с боя взяли.
С. Кирсанов
     Цыплухиных на Арженке знали, наверное, все. Как и многие другие рассказовцы, они давно «приварились» к фабрике, и так уж повелось, что по зову гудка каждое утро шли туда знакомой дорогой целыми семьями. На Арженке начал свой трудовой путь и Николай Цыплухин после окончания школы фабрично-заводского обучения.       Сообразительный парень быстро постигал тонкости ткацкого производства, перенимал опыт знатных текстильщиков и уже в девятнадцать лет стал сменным мастером.
           Николай любил свою фабрику, рабочий коллектив. Но все чаще и чаще он задумывался над тем, что происходило в мире, почему в газетах замелькали страшные слова «война», «фашизм». И Николай твердо решил связать свою судьбу с армией, с авиацией. Но сначала надо научиться летать. Без отрыва от производства он заканчивает Рассказовский филиал Тамбовского аэроклуба. Отец хотел, чтобы Николай пошел по его стопам и продолжил фамильную традицию. Нередко он говорил, что большой высоты можно достигнуть не только в небе, но и на земле, став мастером своего дела. Но Николай был тверд в своем решении, он поступает в Серпуховское военно-авиационное училище.
        С первых дней войны молодой летчик участвовал в боях на Юго-Западном фронте, был ранен, возвратился в строй.
         Весной 1942 года войска Северо-Западного фронта окружили 16-ю немецкую армию. Пытаясь оказать помощь окруженным частям и соединениям, немецко-фашистское командование организовало переброску подкреплений, оружия и боеприпасов по воздуху с аэродромов Хани, Истошино и др. Наши штурмовики, бомбардировщики и истребители получили задание нанести удары по этим аэродромам.
      1 апреля 1942 года тройка ИЛов вылетела на перехват транспортных самолетов противника в районе аэродрома Хани. Ведущий - Цыплухин. До этого он, как правило, летал много раз ведомым и хорошо усвоил то, что взаимная поддержка, решительность и смелость - залог успеха в бою.
      Перед вылетом Цыплухин сказал:
-   Главное -  каждому действовать смело.  Будет трудно - поможем. Трудно будет товарищу - помоги ему. Внимательно следить за мною и четко выполнять команды.
       Взлетели, Цыплухин разворачивает свою машину и берет курс на запад. Ведомые точно повторяют действия командира. Ровно рокочут моторы. Цыплухин видит, как справа и слева идут машины ведомых. Скоро цель. На горизонте он замечает черные точки. Они постепенно разрастаются, один, два, три... двенадцать... двадцать пять, - машинально считает командир. Вскоре уже можно определить типы самолетов. Это - «Юнкерс-52» - трас-портные самолеты врага. Цыплухин решительно идет на сближение. Пальцы тянутся к гашеткам пулеметов.
          -  Рано, рано!  Еще немного! - сам себе говорит Николай.
    «Юнкерсы» стремительно приближаются, уже видны их черные борта с белыми крестами.
         -  Пора, - шепчет Цыплухин и нажимает на гашетки. Длинные трассы свинца бьют по вражеской машине.      Клюнув носом,  «юнкерс» начинает крениться, а затем проваливается вниз. Цыплухин решительно атакует и другой самолет врага. Его маневры повторяют ведомые. Общий итог боя - пять сбитых вражеских самолетов.
Через три дня, 4 апреля, Цыплухин вылетел ведущим семерки ИЛов на перехват транспортных самолетов врага в район окруженной 16-й немецкой армии. В воздухе советские летчики встретили тридцать «Юнкерсов-52» и на аэродроме Истошино около двадцати бомбардировщиков «Юнкерс-88». Ведущий подал команду атаковать самолеты, находящиеся в воздухе. Метким огнем Цыплухин сбил один «Юнкерс-52», а его ведомые - еще пять самолетов. После этого, советские летчики провели штурмовку и уничтожили десять самолетов на земле.
       На следующий день Цыплухин вылетел «охотником» в паре с ведомым. Над аэродромом Хани советские летчики встретили три «Юнкерса-52».
       Цыплухин идет в атаку. Результат - два сбитых самолета. Израсходовав боекомплект, Цыплухин продолжал атаку. Враг не знал, что у советского летчика кончились боеприпасы. Цыплухин наседал сверху на оставшийся третий самолет противника, заставил его выйти на нашу территорию и приземлиться на советском аэродроме. Экипаж вражеского самолета был взят в плен.
       Однажды советскому командованию стало известно, что на аэродроме Глебовщина находится большая группа вражеских самодетов. Штурмовики получили приказ уничтожить их. 7 февраля 1943 года Цыплухин повел пятерку ИЛов нд немецкий аэродром. Чтобы обеспечить скрытность нападения, шли на бреющем. Незаметно подошли к аэродрому и с трех заходов проштурмовали его. Итог - пятнадцать уничтоженных вражеских машин.
       Сражаясь на 1-м Белорусском фронте, 28 апреля 1944 года Цыплухин, будучи ведущим семерки ИЛов, бомбардировал и штурмовал огневую силу и технику противника в районе Городец. Прибыв в район цели, он разглядел на дорогах маленькие четырехугольники - танки. Вскоре вокруг самолетов стали вспыхивать шапки разрывов зенитных снарядов.
           - Стать в левый пеленг! Делай как я! - раздалось в наушниках ведомых.
     И тут же все увидели как командир стал заходить на штурмовку. Вот пилот нажимает сектор газа, а ручку отодвигает от себя. Штурмовик падает вниз, туда где по дороге ползут немецкие танки. Едва заметная задержка. Нажим на кнопку большим пальцем правой руки. Машина вздрагивает -бомбы сброшены. Быстрый взгляд вниз - там взметнулись черные столбы. Цыплухин тянет ручку на себя и тяжелая машина, послушная воле пилота, делает горку и, разворачиваясь, становится в боевой круг. Маневр командира повторяют по очереди ведомые. На земле видны клубы черного дыма - это горят танки.
     - Еще заход! - приказывает ведущий. И ИЛы наносят удар по зенитной батарее. Сделав четыре захода, Цыплухин уничтожил батарею зенитной артиллерии, шесть танков, несколько вражеских самолетов и создал десять очагов пожара  большой силы.
      10 мая 1944 года отважный командир повел группу из семи штурмовиков к местечку Дубечно, где находились склады боеприпасов, горючего и боевой техники врага. Сделав шесть заходов, летчик уничтожил десять автомашин с военными грузами, взорвал склад с горючим и боеприпасами, прямым попаданием бомб разрушил железнодо-
рожную станцию и уничтожил паровоз.
      17 июля 1944 года командир эскадрильи Цыплухин повел восьмерку «горбатых», так советские летчики ласково называли штурмовики, на штурмовку автомашин врага на дороге Пинск - Кобрин. Прилетев в заданный район, летчики насчитали на дороге около двухсот автомашин. Произведя внезапную атаку и сделав над колонной восемь заходов, группа уничтожила 25 автомашин.
      К августу 1944 года на счету командира авиационной эскадрильи капитана Николая Цыплухина было 92 боевых вылета на штурмовку врага. Тридцать три раза отважный летчик схватывался с истребителями противника. В летной книжке имеются записи о лично уничтоженных трех самолетах в воздушных схватках, семи - на земле, 12 танках, 18 орудиях, 250 вражеских солдат и офицерах. В составе группы наш земляк уничтожил 17 самолетов в воздушных боях, 28 - на земле, 24 танка, 220 автомашин, 59 орудий, 42 дзота, около 1800 солдат и офицеров.
      Три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды отметили боевой путь мастера штурмовых атак. Но были и другие отметки - два тяжелых и два легких ранения. Однако каждый раз отважный воздушный боец находил в себе силы снова сесть за штурвал боевой машины. И это мужество, этот героизм были по достоинству оценены. 26 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николай Дмитриевич Цыплухин - командир авиаэскадрильи 70-го гвардейского штурмового авиационного Белорусского Краснознаменного полка был удостоен звания Героя Советского Союза.
      Герой-комэск сражался до последнего дня войны. Под крылом его самолета мелькали города и села с польскими, чешскими, немецкими названиями, и к его боевому счету прибавился еще не один вылет на штурмовку, а на груди засиял орден Александра Невского, которым в годы войны награждались только самые смелые, инициативные и решительные командиры.
     Немало еще лет после войны передавал свой боевой опыт молодым авиаторам подполковник Цыплухин, а уволившись в отставку, поселился в украинском городе Кременчуг.
     Каждое утро в цехах одного из заводов этого города появляется крепкий человек с военной выправкой. На груди его четкими гранями переливается Золотая Звезда Героя. Как и в свое время на Арженке, его знают здесь все - это Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Цыплухин. 
Сайт создан в системе uCoz