Пусть приняла борьба опасный оборот,
В тяжкие дни лета сорок первого не смогли мы собрать,
сберечь сведения о всех подвигах тех, кто первым встретил врага. Но кое-что
осталось, и в огромной массе архивных документов нет-нет да встретятся
золотые крупицы бесценных свидетельств о героях первых боев с захватчиками.
Пусть немцы тешатся фашистскою химерой, Мы отразим врагов. Я верю в свой народ Несокрушимою тысячелетней верой. Д. Бедный. Одним из них был наш земляк, летчик-истребитель 41-го авиационного полка коммунист лейтенант Александр Лнпилнн. Война застала его на западной границе. 27 июня 1941 года, патрулируя над Могилевом, лейтенант Липилин заметил фашистский самолет «Юн-керс-88». Он держал курс на восток, в наш глубокий тыл. Воспользовавшись облачностью, советский летчик незаметно приблизился к вражескому бомбардировщику и атаковал его. Отстреливаясь, фашистский летчик пытался уйти от преследования. Но Липилин не упускал его и в 50 километрах западнее Могилева вторично атаковал вражескую машину и сбил ее. Так на пятый день войны Липилин открыл счет сбитым фашистским самолетам. 1 июля в полдень на аэродроме в Могилеве, где базировался полк, в котором служил Липилин, ракета прорезала небо: большая группа вражеских бомбардировщиков приближалась к городу. Необходимо было ее перехватить. Александр Липилин взлетел в составе своего звена. Стремительно сблизившись с «юнкерса-ми», наши летчики разбили их строй и завязали бой. Липилин подошел вплотную к одному из вражеских самолетов и первой пулеметной очередью убил стрелка-радиста, а второй и третьей - поджгг бомбардировщик. Как подтвердил командир звена лейтенант Забелин, сбитый Липилииым самолет упал па берегу реки Березины. На следующий день, 2 июля, в составе группы лейтенант Липилип вылетел па разведку в район города Борисова. Выполнив задание, советские летчики возвращались на свой аэродром. И тут они заметили два немецких истребителя «Месссршмитт-109». Завязался воздушный бой. Липилнн огнем своих пулеметов свалил один немецкий истребитель. Его обгоревшие обломки были вскоре обнаружены у шоссейной дороги около Борисова. 3 июля, патрулируя над Могилевом, Липилин сбил еще один «мессер». Не успел еще пройти азарт боя, как снова раздался сигнал боевой тревоги. На город шли новые группы вражеских самолетов. «Не допустить!» только об этом думали советские летчики. Завязалась новая воздушная схватка. Липилин атакует фашистский самолет «Хейнкель-111» и поджигает его. Со снижением фашист пошел в сторону фронта. Липилин не отстает, выпущено еще несколько очередей. Не дотянув до ли-нии фронта, вражеский самолет врезался в землю около Бобруйска. ...Враг был силен. Преодолевая стойкое сопротивление наших частей н соединений, он рвался на восток, к Москве. Вскоре Липилин вместе с однополчанами встал в ряды защитников неба столицы. 27 июля, патрулируя над Москвой, на высоте 8000 метров он заметил фашистский разведчик и смело пошел на сближение с ним. Фашист стал хитрить. Отстреливаясь, он уходил с большим снижением. Советский пилот неотступно преследовал фашистского стервятника, ведя огонь короткими очередями, до тех пор, пока не сбил его. Вскоре поступило сообщение из штаба 6-го авиакорпуса о том, что сбитый самолет упал около Москвы. С августа 1941 года Липилин сражается на Северо-Западном фронте. Гитлеровцы активизировали здесь в то время действия своей авиации. Нашим летчикам предстояло сорвать план гитлеровцев. Сколько было боев! Все не запомнить, не отразить в документах. Но некоторые забыть нельзя. 20 августа тройка советских истребителей сопровождала группу пикирующих бомбардировщиков «Петляков-2» на выполнение боевого задания. В районе озера Ильмень летчики заметили на светлом фоне облаков быстро увеличивающиеся темные точки. Это были «мессеры». Липилин в паре с младшим лейтенантом Свитко завязал бой с гитлеровцами. Двое против пятерых! Умело маневрируя, Липилн сумел занять положение, выгодное для атаки, н пулеметной очередью сбил один «мессер». Остальные четыре поспешили ретироваться. В тот же день, сопровождая новую группу бомбардировщиков в район Старой Руссы, советские истребители приняли бой с 12 истребителями врага. Наши летчики дали возможность «петляковым» сбросить на цель свой бомбовый груз и вернуться на базу без потерь. После полета механики насчитали в машине Липилина 22 пулевые пробоины. Отважный летчик в тот же день пересел на другую машину и совершил еще несколько боевых вылетов. 22 августа Липилин участвует в новом бою. Он перехватил шедший на высоте 2000 метров к Москве фашистский бомбардировщик и сбил его в районе деревни Демидове. 27 августа звено советских истребителей во главе с командиром авиаполка патрулировало над полем боя в районе сел Климове и Мощилово. Зорко следя за небом, Липилин заметил немецкий истребитель «Мессер-шмитт-110» и атаковал его. Вторую атаку совершил командир полка. Затем снова последовала атака Липилина. Так по очереди атаковали фашиста лейтенант Липилин и командир полка, пока не свалили его. Вражеский самолет врезался в землю в районе деревни Вершина. Не только первоклассное мастерство истребителя, но и огромную выносливость и волю к победе проявил в этих боях коммунист Липилпн. Не было дня, чтобы советский летчик не поднимался в воздух, а с 19 по 22 августа, когда в районе озера Ильмень особенно активизировала свои действия вражеская авиация, Александр Липилин делал от 7 до 10 боевых вылетов в день. Памятный бой произошел 29 августа. 28 немецких истребителей налетели на площадку «Белый бор». Лейтенант Липилин в составе шестерки советских истребителей смело принял бой с врагом, имевшим почти пятикратное численное превосходство. Завертелась огненная карусель. В ходе боя у самолета Липилина была пробита масляная и воздушная системы. До аэродрома не дотянуть, далеко. Выбрав площадку в поле, Липилин посадил самолет. Он спас машину, хотя сам был ранен. 29 сентября Липилин получил второе ранение. В этот день он в составе шестерки штурмовал пехоту противника в районе станции Лычково. Шестерку встретил шквал зенитного огня. Шапки разрывов накрыли машину Липилина. Сильный удар потряс самолет: прямое попадание, самолет охватило пламя. На какую-то долю секунды летчик потерял сознание, а когда очнулся, почувствовал нестерпимую боль. «Неужели отлетал?»-пронеслось в сознании. Собрав силы, открыл фонарь кабины и перевалился через борт. Спустился на парашюте в болото. Выбрался, возвратился в часть. В представлении к награждению Александра Липилина говорится, что с 22 июня по 26 сентября он совершил 112 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 9 вражеских самолетов, поджег па земле более трех десятков вражеских автомашин с боеприпасами, разрушил четыре переправы противника и огнем своих пулеметов уничтожил до двух рот пехоты противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 112 боевых вылетов за первые три самых тяжелых месяца войны! Каждый из них мог стать последним. Не стал потому, что всякий раз побеждали отвага и мужество, мастерство истребителя, органически соединенное с дисциплиной, высокой требовательностью, упорством в достижении цели, непоколебимой верой в нашу победу. К концу войны па боевом счету Лнпилин-а было 270 боевых вылетов, он сбил 22 вражеских самолета. На груди воздушного аса рядом с Золотой Звездой Героя Советского Союза сверкают два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, Отечественной войны, два ордена Красной Звезды и много медалей. После войны Александр Алексеевич Липилин окончил Академию Генерального штаба, командовал авиационной частью. Ныве он полковник в отставке, живет в Москве. В те минуты, когда приходится встречаться с прошлым, Александр Алексеевич непременно вспоминает город Рассказово, где он родился в 1913 году, откуда уехал строить первенец советской индустрии «Урал-маш», а затем по путевке комсомола был направлен в школу летчиков. Вспоминает свою боевую молодость, трудные, полные драматизма и героики дни незабываемого сорок первого. Ветерану великой войны есть о чем вспомнить. |