60-летию ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
 







 

   ВЗЛЕТАЛ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ

      На центральной аллее городского кладбища Рассказова, около памятника погибшим солдатам Великой Отечественной войны, под белоствольными березами высится обелиск из черного мрамора, увенчанный красной звездой. Фотографии нет, а скромная табличка на обелиске говорит, что здесь похоронен Герой Советского Союза майор Иван Иванович Клещев. Кто он? Летчик, пехотинец, танкист? Как случилось, что похоронен он именно здесь? Может быть, в этих местах он родился и вырос? Такие вопросы, бывая на этом красивом и печальном месте, наверняка задавали себе многие рассказовцы.
    Нет, он не уроженец здешних мест. Если открыть биографический справочник Героев Советского Союза, то на одной из страниц можно увидеть его фотографию. Мужественное лицо, сжатые губы, волевой взгляд. Вместе со своими боевыми друзьями он вписал немало славных страниц в летопись Великой Отечественной войны. Если говорить совсем коротко, то Иван Иванович Клещев - знаменитый летчик, организатор и командир первого в ВВС СССР особого полка асов. Его часть снабжалась лучшей авиационной техникой, в нем воевали специально отобранные, опытные летчики, а также дети высших руководителей Советского Союза, но при этом истинно в рыцарском духе полк направлялся на самые ответственные и опасные участки фронта.
    Он родился 26 января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области. Детство И. Клещева прошло в те годы, когда наша Родина становилась великой авиационной державой. Все мальчишки тридцатых годов мечтали о перелетах В. П. Чкалова, М. М. Громова, знали о подвигах наших летчиков в небе Китая и Испании, молодежь - в авиацию,- был девиз того времени. Он работал на заводе, учился в педагогическом техникуме, а в 1937 году поступил в военную школу летчиков. После ее окончания Клещев в 1939 году воевал на Хасане и Халхин-Голе, а на фронтах Великой Отечественной - с июня 1941 года. В конце 1941 года командиром эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (ИАП) участвует в боях на Калининском фронте. Как воевал он и его летчики говорят сухие строчки штабных документов.
    10 февраля восемь истребителей, ведущий И. Клещев, встретились с тридцатью немецкими самолетами. Итог воздушного боя: 4 сбитых, у наших летчиков потерь нет.
    23 марта звено летчиков эскадрильи И. Клещева: В. Апкидов (Герой Советского Союза, уроженец с. Алкужи Моршанского района), А. Баклан, Н. Селищев при прикрытии наземных войск в районе города Ржева встретили 27 фашистских бомбардировщиков и девять истребителей. Итог воздушного боя: 5 сбитых, у наших летчиков потерь нет.
В газете Калининского фронта «Вперед на врага» писали: «За сорок минут дерзкая тройка - Алкидов, Селищев, Баклан вогнала в землю пятерых стервятников и обратила в бегство остальных двадцать два выкормленных гитлеровских разбойников и трусливых авиаторов».
     Умелое руководство, трезвый расчет, высокое летное мастерство, взаимная выручка - эти достоинства, которыми обладал И. Клещев, позволяли одерживать победы в воздушных боях.
    Один из его летчиков. А. Я. Баклан пишет: «Первым в нашем полку начал вести бои на вертикалях ,проявляя по-настоящему наступательную инициативу, командир эскадрильи капитан Иван Клещев. Все чаще наши летчики летали парами, а не тройками, как это было раньше, это облегчало маневрирование в воздушном бою... Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначенок. Постепенно сформировалась целая Труппа пилотов - новаторов...».
Его ратные дела были оценены по достоинству - 5 мая 1942 года И. Клещеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
    Из воспоминаний его однополчан: «... Мы от души радовались за Ивана Ивановича. Отметили его награждение со всей торжественностью. Был устроен праздничный обед. Клещев проявил  исключительную скромность. Он поблагодарил нас и сказал, что не смог бы добиться своего успеха без помощи боевых верных друзей, с которыми воевал бок о бок. Мы его принялись качать и давали обещания воевать лучше, беря пример с нашего командира».
Уже в первые месяцы войны командование Красной армии, анализируя тактику применения ВВС фашистской Германии, приходит к выводу о необходимости формирования особых истребительных групп советских летчиков-асов, которые будут противостоять элитным частям немцев и могут быть быстро перебрасываемы на различные участки фронта. Немцы, для завоевания господства в воздухе, широко применяли подобные авиагруппы, укомплектованные опытными летчиками «Мельдерс»,«Рихтго-фен»,«Удет», «Зеленое сердце». Клещеву в мае сорок второго года поручают сформировать особый полк советских асов. С собой в Москву он забирает лучших пилотов: В. Бабкова, А. Баклана, В. Алкидова, Н. Карначенка. Формируемый, а точнее переформировываемый им 434-й ИАП, был опекаем лично начальником инспекции ВВС Красной Армии Василием Сталиным.
    Процесс боевой подготовки очень сложен и многогранен, а тем более подготовка особого полка к боям в сжатые сроки. Помощь И. Клещеву в этом оказывали летчики - инспекторы ВВС: подполковник Ф. М. Пруцков, Герой Советского Союза, майор Александр Федорович Семенов (впоследствии генерал-лейтенант авиации) и Николай Иванович Власов (звание Героя Советского Союза ему будет присвоено 23 ноября 1942 года за подвиги, совершенные в составе 434-м ИАП. В 1943 году Н. И. Власов в результате навигационной ошибки приземлился на финском аэродроме и попал в плен. В 1945 году расстрелян эсэсовцами в концлагере Маутхаузен).
    В своих воспоминаниях А. Ф. Семенов пишет: «434-м авиаполком командовал тогда Герой Советского Союза Иван Иванович Клещев. В свои двадцать с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный с волевым лицом и непокорной шевелюрой майор успел повоевать на Хасане, на Халхин-Голе и почти год - на фронтах Вели-
кой Отечественной...
    Из летчиков с боевым опытом я встретил здесь капитанов В. Бабкова, И. Избинского, лейтенантов В. Алкидова.Н. Карначенка, А. Баклана, А. Котова, В. Савельева, В. Орехова. Все они стали Героями Советского Союза. Основное внимание сосредоточили на молодом пополнении, переучивали на самолеты ЯК-1. Занятия в классах, полеты, разборы их - на все уходило по двенадцать - четырнадцать часов. Не просто за месяц научить каждого управлять новой машиной и вести воздушный бой применительно к стремительно меняющейся обстановке...».
К середине июня     1942 года     подготовка закончена   и   особый   434-й    ИАП, I имея на вооружении   двадцать самолетов ЯК-1,убывает на  Юго-Западный фронт.
    Несмотря на сложность  обстановки в первом же бою  проявилась решительность и высокое тактическое мастерство майора   Клещева, беспредельная смелость летчиков. Ведомая им десятка истребителей встретилась с пятнадцатью «мессерш-миттами» ВМ09 и сбили 3 из них, а 13 июня было сбито 7 вражеских самолетов без своих потерь.
    Как опытный командир, заинтересованный в росте боевого мастерства своих подчиненных, Клещев был достаточно дальновиден, завершая разбор удачного боя, он не забывал подчеркнуть и сказать: «Запомните, немцы умеют воевать: и атаковать и обороняться. Они постараются взять реванш за сегодняшний свой проигрыш».
Так оно и получилось в действительности. Немецкие пилоты, почувствовав опытного противника, пытались взять реванш и навязать свою волю. В бою 17 июня было сбито три наших истребителя, правда, и пилоты 43-го полка сбили 4 немецких самолета. Лишь мужество, мастерство и выдержка позволили избежать больших потерь. Впоследствии разведка показала, что в этом воздушном бою 434-й полк встретился с фашистскими асами из Берлинской школы воздушных снайперов.
    Руководя боевой работой полка, И. Клещев постоянно работал над совершенствованием тактики применения истребительной авиации: разрабатывал и применял новые боевые порядки самолетов, разнообразил тактические приемы ведения боя и методы прикрытия наземных войск, занимался вопросами организации наземных пунктов наведения и совершенствования использования радиосвязи. Вместе с тем он сам постоянно летал на боевые задания. В 1942 году немцы начали широко применять пары истребителей-«охотников». Пилотировали их опытные летчики, использовавшие тактику «увидел - ударил - убежал». Очень часто «охотники» подкарауливали взлетающие или садящиеся после выполнения задания самолеты. Под руководством Клещева была разработана тактика борьбы с ними. Очередной наскок «охотников» на аэродром базирования полка окончился для них плачевно: оба «мессершмитта» были сбиты четверкой ЯКов под командованием Клещева. После двух - трех неудачных попыток немцы - «охотники» отказались от налетов на аэродром 434-го полка.
За три недели непрерывных воздушных боев с 13 июня по 4 июля 434-й полк остался практически без  исправленных самолетов, при этом за 880 боевых вылетов было сбито 35 немецких самолетов. Свои потери - 4 самолета. 5 июля полк был перебазирован на тыловой аэродром для отдыха и переформирования. Снова готовили полк к боям И. Клещев и А. Семенов. На пополнение прибыло 10 инструкторов из Качинской авиашколы. В Луцкий (впоследствии Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации), Ф. Прокопенко (заслуженная награда найдет полковника Федора Прокопенко через 40 лет, 8 мая 1995 года из рук мэра г. Москвы Ю. Лужкова примет он золотую звезду Героя России), А.Шишкин (Герой Советского Союза полковник А.Шишкин погибнет в 1947 году при катапультировании из реактивного истребителя ЛА-15), А.Анискин (погиб в воздушном бою 20 февраля 1943 года, а 22 февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза), Н. Шульженко (полковник, сбил 21 вражеский самолет, но звание Героя Советского Союза ему почему-то не было присвоено), Н.Парфенов, Н.Горшков, А.Марков (впоследствии подполковник, Герой Советского Союза). А.Александров и М.Трутнев (погибнут в воздушных боях).
    Командование любого полка всегда старалось получить пилотов с высокой летной подготовкой, а инструктора летных училищ ею обладали, к тому же имели от 700 до 2000 часов налета, в то же время выпускник авиаучилища военного времени имел налет на боевых самолетах от 8 до 15 часов.
    Отбирали лучших, ведь по-прежнему, шефом 434-го полка был полковник Василий Сталин, а кто на месте сына вождя взял бы других?
    Летчики Клещева готовились напряженно, знали, что на фронте будет нелегко. Полк получил новые, скоростные с более мощным вооружением истребители ЯК-7Б. Но усложнившаяся обстановка под Сталинградом, немцы рвались к Волге и на Кавказ, вынудила прервать подготовку, и 13 июля 434-й ИАП, имея в составе 32 самолета, вторично был отправлен под Сталинград. Местом его базирования стал полевой аэродром вблизи станции Гумрак.
Вспоминает А.Ф.Семенов: «Буквально на следующий день после перебазирования нам пришлось включиться в борьбу с врагом. Немецкая авиация, обеспечивая наступление армии Ф. Паулюса.с утра до вечера висела над боевыми порядками наших наземных войск,наносила удары по железнодорожным узлам, переправам через Дон, по Сталинграду».
     В этот период одной из основных задач полка было прикрытие переправ через Дон в районе г. Калач. Борьба в воздухе была бескомпромиссна. По воспоминаниям ветеранов, особенно напряженный день был 26 июля. В этот день каждый летчик совершил по 6-7 боевых вылетов, полк провел 11 групповых воздушных боев и уничтожил только за один день 34 немецких самолета! Ни один истребительный авиационный полк во время Великой Отечественной войны не повторил подобного рекорда. Группы истребителей водили И. Клещев, А. Семенов, В. Бабков. И. Избинский (капитан Иван Иванович Избинский погиб 14 марта 1943 года, сбил 24 немецких самолета, но звание героя ему не было присвоено).
    Вот что вспоминает о напряжении тех дней известный авиаконструктор А. С. Яковлев: «По возвращении в Москву узнал, что, ...в район Сталинграда были переброшены асы из германской противовоздушной обороны Берлина - нашумевшая эскадра «Трефовый туз», укомплектованная искусными летчиками истребительной авиации Германии...
    Чтобы добиться перелома, наше командование сформировало полки из лучших летчиков истребителей, одним из которых командовал майор Иван Клещев. Эти летчики уже имели опыт борьбы с гитлеровцами под Москвой и в других местах. Полк получил только что вышедшие новые самолеты ЯК-7. И вот наступил момент, которого мы ждали с нетерпением: в небе Сталинграда стали гореть «мессершмитты».
    ...Небо Сталинграда превратилось в грандиозную мясорубку для фашистской авиации».
Но в каких условиях достигались и какой ценой давались победы в боях? Как устраивалась  немецким   пилотам эта  «грандиозная   мясорубка»?
    Об этом вспоминает Герой Советского Союза генерал-лейтенант Л. В. Жолудев, в годы войны летчик-бомбардировщик: «На аэродроме Гумрак нам объявили, что мы включены в состав особой авиагруппы. На этом же аэродроме располагался 434-й истребительный авиационный полк, возглавляемый опытным командиром Героем Советского Союза майором Иваном Ивановичем Клещевым. Он уже лично сбил более двух десятков самолетов противника. На вид ему было лет двадцать пять. Плотный, чуть выше среднего роста, с открытым добрым лицом, Клещев располагал к себе с первого взгляда.
    Собственно особая авиагруппа состояла из нашего и клещевского полков. Летчики истребительного полка имели немалый боевой опыт: половина из них была удостоена звания Героя Советского Союза. Каждый из них успел уничтожить в воздушных схватках по нескольку вражеских самолетов...
Экипажам   полков   особой авиагруппы приходилось выполнять по 5-7 боевых вылетов в день. В условиях невыносимой жары и при острой нехватке воды, когда не только искупаться, но и попить вволю не всегда удавалось, - это было делом нелегким... Трасса налетов немецких бомбардировщиков на Сталинград проходила над нашим аэродромом, и нередко ночью часть бомбового груза «перепадала» и нам. Наша зенитная артиллерия вела огонь. Осколки зенитных снарядов градом сыпались на самолетные стоянки. По утрам личный состав вытягивался в цепочку и собирал куски рваной, обожжен ной стали...».
    Так что и ночью хорошо отдохнуть было трудно, но летчики Клещева воевали и воевали умело. 16 дней полк не имел потерь.
    Вот один из эпизодов их боевой работы. 16 июля 1942 года пара бомбардировщиков ПЕ-2, под прикрытием четверки истребителей, возглавляемой И. Клещевым, уничтожает бензосклад, предназначенный для быстрой заправки немецких самолетов. По воспоминаниям очевидцев, склад горел более недели и столб дыма был виден за несколько десятков километров. Его уничтожение на несколько дней снизило интенсивность действия немецкой авиации на данном участке.
    «Эффективности боевых действий нашего полка в немалой степени способствовало надежное прикрытие истребителей полка майора Клещева... Они буквально громили отборных вражеских асов...» - такую оценку дает генерал-лейтенант Жолудов, непосредственный участник событий.
    Победы в воздушных боях давались нелегко. Всего с 13 июля по 4 августа 1942 года летчики 434-й ИАП произвели 327 боевых вылетов и в 29 воздушных боях уничтожили 56 самолетов врага. Свои потери: 3 самолета и 1 летчик. В августе 434-й полк был выведен в тыл на отдых и переформирование. К слову сказать, действовавшие в данном районе наши истребительные полки в ходе напряженных воздушных боев выводились из строя полностью за несколько дней. Полк И. Клещева пробыл на фронте более 3 недель.
    13 августа 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья «Герои воздушных боев на Дону». В ней писалось: «Славная семья Героев Советского Союза пополнилась новыми шестью летчиками, храбрейшими из храбрейших, отличившихся в боях на Дону». Четверо из них майор В. Бабков, капитан А. Бакпан, старшие лейтенанты В. Алсидов и Н. Карначенок - были летчиками клещевского полка. За мужество и героизм, проявленные в июньских и июльских Зоях, многие из них удостоились высоких наград.
    Командование ВВС планировало вооружить 434-й полк американскими истребителями Р-39 Аэрокобра» и использовать в совместных операциях с союзниками. Уже началось освоение нового истребителя, но ухудшение обстановки под Сталинградом помешало этому, и вооруженный самолетами ЯК-7Б полк опять был переброшен в приволжские степи. Этот период боевой деятельности был самым сложным за всю его историю.
    В своих воспоминаниях заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, кандидат технических наук, почетный член международного общества летчиков-испытателей иностранных самолетов Степан Анастасович Микоян пишет: «Переформирование полка происходило под непосредственным руководством тогдашнего начальника инспекции ВВС РККА полковника Василия Сталина. Он пользовался неограниченными возможностями по отбору и назначению людей. Летный состав полка пополнился, в основном инструкторами из Качинской летной школы, а также уже имевшими солидный боевой опыт летчиками. Командовал полком двадцатитрехлетний Герой Советского Союза Иван Иванович Клещев, уже сбивший лично 16 самолетов и 24 в группе».
    14 сентября летчики Ивана Клещева начали боевые действия с полевого аэродрома «Совхоз Сталинградский» в 60 километрах севернее города. Под Сталинградом в состав полка прибыло женское звено. Четыре летчицы: командир - лейтенант Клавдия Нечаева, Клавдия Блинова,Ольга Шахова, Антонина Лебедева. Все техники, мотористы, вооруженцы - шестнадцать девушек.
    Клещев лично проверил технику пилотирования девушек. В первом же учебном воздушном бою Клавдия Нечаева, пытаясь оторваться от вышедшего ей в хвост Клещева, сорвалась в штопор. К счастью, для вывода самолета в горизонтальный полет хватило высоты. Распоряжением командира полка, для избежания лишних потерь, молодым, необстрелянным летчикам поручалось прикрытие транспортных самолетов, перехват разведчиков, дежурство над аэродромом. Иногда их включали в основные группы истребителей,при этом они обычно были ведомыми у Клещева, Бабкова, Избинского.
    В сентябрьском небе над Сталинградом в течение дня вспыхивали десятки сильнейших бескомпромиссных схваток. Как и на земле, здесь шла борьба не на жизнь,а на смерть. Участие в боях рядом с опытными воздушными бойцами помогало молодым пилотам приобрести все качества, необходимые летчику-истребителю. Однако жизнь многих из них оборвалась в небе Сталинграда.
    16   сентября   полк   посетили Главнокомандующий  ВВС  А.  А. Новиков и маршал К. Е.Ворошилов. В архивах сохранились кинокадры встречи Ворошилова с летчиками 434-го  полка. 17 сентября майора Клещева вызвали на совещание  в  штаб  фронта. Вернувшись, он объявил, что  18 сентября   начнется   наступление наших войск с   севера на юг с целью  отрезать немецкие  войска, штурмовавшие  Сталинград. Об    этой    кровавой'   операции очень мало вспоминают.
    17  сентября, прикрывая ведущего группы капитана Избинского, погибла   Клавдия   Нечаева. А.Ф.Семенов пишет в своих воспоминаниях:  «...Длинной пушечной очередью она заставила отвернуть немца, но сама, оторвавшись от звена, попала под огонь пары   немецких   истребителей...
    Ей едва исполнилось двадцать лет...». Это была первая потеря полка в этот период под Сталинградом. На месте падения в обломках истребителя был найден планшет майора Клещева. «Погиб майор Клещев!» - разнеслась весть в штабе фронта. Клещев, который находился там же,на совещании, сразу понял, кто погиб на самом деле,так как это он сам отдал Клаве свой планшет...
    По свидетельству А.Ф.Семенова: «Для 434-го полка самыми напряженными из сентябрьских дней были, пожалуй, 18, 19 и 20 числа. За эти дни полк уничтожил в боях 44 немецких самолета. Боевые вылеты следовали один за другим. Летчикам удавалось поспать не более четырех -пяти часов в сутки. Боевая нагрузка была такой изнурительной, что некоторые летчики, произведя посадку, теряли сознание».
    19 сентября в бою против шестерки немецких истребителей был подожжен самолет майора Клещева (при- этом командир сбил два «мессершмитта»). Во время прыжка с парашютом из горящего самолета у него оторвалась золотая звезда Героя. Сильно обгоревшего его отправили в госпиталь в Москву. После выздоровления И. Клещеву в Кремле была вручена новая золотая звезда взамен утерянной -это единственный случай в истории этой награды.
В командование полком вступил А.Ф.Семенов, он вспоминает: «Заменить такого командира, как майор Клещев, было не просто. У летчиков, инженеров, техников и механиков он пользовался безграничным авторитетом. В полку всегда чувствовалась его твердая рука. Клещев смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в жизнь.
     У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь - ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полеты и личное участие в воздушных боях - сразу утратишь моральное право называться летчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром...».
    Выход из строя Героя Советского Союза И. И. Клещева опечалил весь полк, его любили и с ним охотно и смело шли в бой. Но это был крепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день полк сражался, как и при Клещеве: 20 сентября сбито 5 самолетов противника, 21 сентября сбито 7 самолетов. Но росли и свои потери.
К концу сентября в полку осталось лишь треть летчиков и боевых машин. По существу за три недели ожесточенных боев, в том числе и с эскадрой «Удет»,с 14 сентября по 3 октября летчики 434-го полка сбили 83 немецких самолета, при этом полк потерял 25 самолетов и 16 летчиков. Всего с середины июля было уничтожено 173 вражеских самолета. В начале октября полк вновь был выведен на отдых и переформирование.
     Полк асов Ивана Клещева стал самым результативным истребительным полком в Сталинградской битве. В ноябре 1942 года ему было присвоено гвардейское звание и он стал называться 32-й гвардейский истребительный авиационный полк (ГИАП).
    Отдых был краток и в ноябре 1942 года 32 ГИАП пополненный самолетами и летчиками, был переброшен на Северо-Западный фронт, где участвовал в Демянской наступательной операции.
    И.Клещев не смог принять участие. Ожоги, полученные в последнем воздушном бою, были очень сильные, и ему требовалось длительное лечение. До наступления полного выздоровления он работает в инспекции ВВС.
Летчики - инспекторы для решения поставленных перед ними задач постоянно бывали в авиационных частях. Они летали в командировки на боевых самолетах. Служебные дела в декабре 1942 года привели И. Клещева на аэродром Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность 6-й ЗАП была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, доукомплектование их и подготовку к боям. Естественно организовывать и проверять боевую подготовку могли только опытные командиры-летчики, такие как Иван Клещев.
    Трагедия произошла 31 декабря 1943 года.
     В своих воспоминаниях С. А. Микоян пишет: «Несчастье произошло в самый канун нового 1943 года - разбился Иван Иванович Клещев, талантливый летчик, наш командир полка.
    В конце декабря 1942-го он полетел на ЯК-9 в командировку на аэродром Рассказова под Тамбовом. Еще за день до того как надо возвращаться в Москву, начался и не прекращался обложной снегопад. Лететь было нельзя. Но 31 декабря он не выдержал и все-таки полетел. Пройдя немного по маршруту, видимо, понял, что пройти в район Москвы не сможет, и вернулся. Стал планировать на посадку в Рассказове, но из-за падающего снега и белой поверхности поля не смог определить высоту в самый критический момент посадки, когда нужно вывести самолет из планирования («выровнять»). Самолет ударился о землю и разрушился. За неделю до этого Ивану Клещеву исполнилось двадцать четыре года. Многие потом говорили, что, мол, погиб из-за Зои Федоровой - спешил к ней на встречу Нового года. По-моему, его желание возвратиться к Новому году вполне понятно, независимо от того, кто его ждал. Я слышал потом, что было предложение переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещево, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинградской битвы на его счету было уже 24 сбитых лично и 32 в группе. Я думаю,что если бы он не погиб так нелепо, то превзошел бы и Покрышкина, и Кожедуба».
    Вполне понятно его желание встретить Новый год с любимым человеком. Пройти через пекло Сталинграда - и такая нелепая смерть! Его так и нашли мертвым в кабине самолета, где за бронеспинкой лежали два гуся, купленные у жителей соседней деревни... Он был похоронен в городе Рассказово, и сейчас мало кто знает, что именно здесь лежит командир первого полка советских асов, один из талантливейших летчиков наших ВВС в годы войны.
В заключение можно сказать, что полк, который создал, обучал и водил в бой И. Клещев, участвовал в боях на Курской дуге, в Литве, Белоруссии, Прибалтике, Германии. Он награжден орденами Ленина и Кутузова, ему было присвоено наименование - «Виленский». Во время войны в нем в разное время воевало 26 Героев Советского Союза. Его летчики сбили в воздушных боях 523 самолета, это пятый результат в Советских ВВС.
    Крепко запомнили немцы асов Ивана Клещева. В книге немецкого генерала Вальтера Шва-бедиссена «Сталинские соколы. Анализ действия советской авиации в 1941-1945 годах» особое место занимает упоминание о тактике летчиков - истребителей 434-го ИАП (32-го ГИАП) и его командире.

Н.РУМЯНЦЕВ.
Трудовая новь №93 от 31 июля 2004 года
Сайт создан в системе uCoz